Сегодня воскресенье, 09.05.2021: публикаций: 14050
28.04.2021 15:17
Мероприятия.
Просмотров всего: 3633; сегодня: 7.

Жизнь после Covid: пандемия сделала российскую медицину сильнее

Жизнь после Covid: пандемия сделала российскую медицину сильнее

Организаторы здравоохранения рассказали, как сложный год изменил жизнь пациентов и  врачей, и что делать, чтобы пройти реабилитацию после коронавируса по ОМС.

Пандемия коронавируса стала самым серьезным вызовом, с которым человечество столкнулось в XXI веке. Если уж не сама болезнь, то ограничения и сложности, связанные с ее «нашествием», коснулись каждой российской семьи. Многим пришлось пересмотреть свои приоритеты, режим работы, отношение к здоровью и семье. На передовой перемен оказалась система здравоохранения. О том, чему научил  год пандемии нашу медицину, и чего ждать в ближайшее время, врачи и эксперты рассказали в рамках нашего традиционного мероприятия «Деловая пятница» с ведущей Марией Бачениной.

Участники дискуссии:

- Наталья Петровна Санина, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья;

- Ольга Владимировна Царева, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- Ольга Владимировна Вострикова, председатель Международного союза помощи и поддержки пациентов;

- Хачатур Михайлович Кургинян, заместитель главного врача по хирургии Клинического госпиталя на Яузе, член исполнительного Совета Ассоциации флебологов России.

До и после.

Пандемия обрушила привычный образ жизни миллионов людей и буквально разделила мир на до и после. За каких-то несколько месяцев изменилось все: мы оказались заперты в своих странах, городах и даже квартирах. И самое страшное, даже медики изначально не знали точно, что нас ждет впереди. Но накопленный в ходе пандемии опыт в итоге привел не только к глобальным выводам, но и к конструктивным решениям.

- Мы прошли все этапы борьбы с вирусом, которые были очень сложными, но в итоге были очень важными и нужными. Сейчас по каждому пункту мы делаем выводы. Основной удар пришелся на первичное звено, мы увидели проблемы с оснащенностью и сейчас проводим модернизацию – закупаем новое оборудование, которое позволит оказывать качественную медицинскую помощь, формируем базу средств защиты, чтобы они всегда были в наличии, - говорит первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Наталья Санина. - Еще один важный вывод - каждый врач, независимо от своей специализации, должен уметь работать с опасными инфекциями. И каждый должен максимально эффективно применять свои знания. Так, во время пандемии в Московской области на базе клинической больницы Подольска было организовано 15 тысяч консультаций в онлайн-режиме. Мы активно привлекали узких специалистов, но сейчас понимаем, что часть обращений по организационным вопросам мог принимать и средний, младший медицинский персонал. Также мы пришли к выводу, что сокращения инфекционных коек быть не должно.

В самом начале пандемии мало кто понимал, с чем мы имеем дело - как лечить коронавирус. И это касалось как государственной, так и частной медицины.

- Первые 3-4 месяца врачи просто не знали, как работать, но потом мы адаптировались, начали получать информацию. В этом плане проблем не было – государство и руководители частных клиник работали быстро и сообща. Ну а дальше пошла адаптация пациентов – к лету люди стали думать, что пора бы сходить к врачу. Уже летом мы максимально сумели сжиться с ковидом, у нас возродились офлайн-форматы общения, стали проводиться конференции, - вспоминает заместитель главного врача по хирургии Клинического госпиталя на Яузе, член исполнительного Совета Ассоциации флебологов России Хачатур Кургинян. 

На всем протяжении пандемии вопросов было больше, чем ответов: кому и какие препараты назначать? Какой должна быть профилактика болезни? Приходилось в экстренном порядке налаживать образовательную и просветительскую работу с врачами на разных уровнях.

- В крупных регионах между врачами было налажено взаимодействие в онлайн-режиме:  перед докторами выступали все ведущие специалисты, они давали рекомендации, потом эти рекомендации регулярно обновлялись. Из двухсот страниц документа доктора должны были сделать краткую выжимку и вынести самую суть, чтобы знать, как лечить больного, - добавляет Наталья Санина. - Но в целом появилось очень много разных методик и рекомендаций о том, как нам справляться с инфекцией. И это поможет нам в том случае, если возникнет угроза третьей волны или борьбы с новыми штаммами коронавируса. Ситуации могут быть разные, но они заранее должны быть продуманы.

Страховка от пандемии.

2020 год стал вызовом не только для врачей и пациентов, но и для системы обязательного медицинского страхования.

- С такой проблемой мы раньше не сталкивались и опыта работы в условиях пандемии у нас не было. Тем не менее, в короткие сроки были приняты необходимые документы, которые дали возможность органам исполнительной власти оперативно решать вопросы с маршрутизацией пациентов, разворачиванием дополнительных мощностей в лечебных учреждениях, - говорит заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ольга Царева. - Были приостановлены плановые проверки и принято решение об авансировании страховых и медорганизаций. Мы дополнительно получили порядка 76 миллиардов рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации, но тот объем средств, который был установлен бюджетом - 2,2 триллиона рублей - был направлен на оказание медпомощи. Были оперативно установлены тарифы на оплату медпомощи для поступающих в медучреждения пациентов с ковидом в зависимости от степени тяжести болезни, тарифы на тестирование. Несмотря на все сложности, система оказалась устойчива. Слаженная работа Минздрава, Федерального фонда обязательно медицинского страхования и органов исполнительной власти привела к тому, что мы с минимальными потерями пережили пик пандемии.

Но работать есть над чем: из-за пандемии часть «традиционных» медицинских услуг население не получило. Прежде всего, это диспансеризация и профосмотры. В этом году на профилактическое лечение будет сделан особый упор.

Реабилитация после ковида - по ОМС.

Миллионы россиян уже переболели Covid-19, у многих болезнь протекала тяжело и чревата осложнениями. Но лечение последствий коронавируса – это не только таблетки и уколы. Чтобы избежать частого для Covid-19 фиброза легких требуется и дыхательная гимнастика, и физиотерапия. И многое из списка необходимой помощи больные могут и должны получить, еще находясь на стационарном лечении. Первые программы реабилитации предложили частные клиники, а сейчас пациенты могут восстановиться и по полису ОМС.

- Вышли и утверждены Методические рекомендации по профилактике и лечению коронавирусной инфекции Минздрава России. Они определяют, кто нуждается в реабилитации. Реабилитация больных, перенесших тяжелую форму течения коронавирусной инфекции, проводится в три этапа. Программы реабилитации работают, они включены в систему ОМС и подлежат оплате. И если вдруг осталось непонимание, у нас всех есть полисы медицинского страхования, на которых указан телефон горячей линии - по нему можно позвонить и получить всю необходимую информацию, - говорит председатель Международного союза помощи и поддержки пациентов Ольга Вострикова.

Плюсы пандемии.

Пандемия стала серьезным вызовом для медицинского сообщества и органов власти, но она принесла и позитивные изменения. В медицину активно стали внедряться цифровые технологии, развивается телемедицина. Изменения коснулись и врачей, и пациентов.

- До пандемии «врач» ассоциировалось со словом «убийца», а сейчас парадигма поменялась: врачей называют героями, спасителями. И это хорошо, нам нужен такой образ. А еще пандемия прочистила ряды медперсонала – те люди, которые не были готовы встать на защиту, они ушли из медицины, остались только те, кто действительно готовы стоять на страже здоровья, - добавляет Ольга Вострикова.

Безусловно, есть и проблемы. Из-за пандемии в клиниках были отменены плановые приемы, но даже когда возможность посетить врача появилась, многие все равно не спешили обращаться к медикам – боялись заразиться. Поэтому сейчас пациенты нередко приходят на прием с уже запущенными заболеваниями. Но и здесь можно найти решение.

- Вместе с департаментом здравоохранения Москвы проводятся встречи на онлайн-площадках, на которые мы приглашаем врачей и просим их понятным и простым языком рассказать о болезнях, ответить на вопросы. Происходит самообразование пациентского сообщества и населения. А врач вынужден регулярно получать новые знания, чтобы суметь ответить на самые актуальные вопросы пациента. И можно сказать, что толчок этому тренду дала пандемия, усадив нас перед экранами компьютеров и смартфонов, - говорит Ольга Вострикова.

Есть, конечно, и оборотная сторона медали: когда человек больше знает и понимает, врачу приходится прилагать больше усилий, чтобы донести до него информацию.

- Мы постоянно общаемся с нашими докторами, обсуждаем кейсы, моделируем ситуации, которые могут возникнуть в общении с пациентами. Доктора обучены, но пациенты разные, и шаблоны не всегда могут помочь наладить общение, - говорит Хачатур Кургинян.

Тем временем.

Прививка должна стать привычкой.

Сегодня, пережив 1 и 2 волну коронавируса и не уйдя от него, мы прекрасно понимаем, что жить с вирусом нам придется долго. А значит, необходимо от него защищаться.

- Пациенты должны четко слышать от докторов, какие осложнения могут появиться после перенесенного ковида и понимать, что вакцинация - это защита от проблем со здоровьем. Особенно, если вирус будет мутировать, - говорит Наталья Санина. - Нужно сделать так, чтоб одновременно люди получали всю необходимую информацию о вакцинации и проходили профилактические осмотры. Тогда принять решение о том, чтобы сделать прививку, будет проще. И этот процесс должен идти быстрее.


Ньюсмейкер: Медиахолдинг "Комсомольская правда" — 45 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: radiokp.ru/podcast/delovaya-pyatnica/406715
Поделиться:
Ваше мнение
Есть ли у Вас домашние питомцы?
 Кошка
 Собака
 Птицы
 Грызуны
 Рыбки
 Пресмыкающиеся
 Другое
 Нет
Предложите опрос

Интересно:

Инвестиционный проект: B2B2C SaaS Транспортная платформа
08.05.2021 13:24 Товары и услуги
Инвестиционный проект: B2B2C SaaS Транспортная платформа
Сфера.Автоматизация предоставления персонализированных заказов водителям автотранспортных средств. Цели проекта.1. Переключить 70% самозанятых водителей такси Воронежа на платформу за счет устройства экономика проекта, и социального рычага.2. Получить трамплин для последующего развертывания...
Многодетные семьи Поморья освобождены от транспортного налога
07.05.2021 12:13 Новости
Многодетные семьи Поморья освобождены от транспортного налога
В Архангельской области в региональный закон «О транспортном налоге» внесены изменения, которые распространили действие льготы по транспортному налогу для многодетных семей на 2020 год. Первоначально преференция на территории региона была введена на период 2019 года. Льгота предоставляется семьям...
SteelSeries запускает Moments
07.05.2021 11:45 Товары и услуги
SteelSeries запускает Moments
SteelSeries, мировой лидер в игровой и киберспортивной периферии, представляет SteelSeries Moments — новый сервис, который позволяет быстро и удобно записывать игровые моменты и делиться ими с друзьями. До запуска Moments у геймеров было немного способов поделиться ярким эпизодом своей игры. Для...
Поисковый отряд судебных приставов «Томич» вернулся с мест сражений
07.05.2021 08:16 Мероприятия
Поисковый отряд судебных приставов «Томич» вернулся с мест сражений
Девятая поисковая экспедиция отряда проходила на территории Псковской области. Перед поездкой командир томских поисковиков Сергей Григорьев поставил несколько задач, основные из которых удалось выполнить. В их числе — нахождение останков 16 человек, уничтоженных фашистами в деревне Кудеверь в...
ЭП1М украсил железнодорожный музей в Магдагачи
07.05.2021 05:59 Новости
ЭП1М украсил железнодорожный музей в Магдагачи
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования сервисного локомотивного депо Магдагачи (входит в ГК «ЛокоТех») Владислав Буланов изготовил реалистичный макет электровоза ЭП1М - 384 из бумаги и картона. Созданный местным умельцем экспонат украсил железнодорожный музей, расположенный на...